Яндекс.Метрика

Поделись ссылкой на страницу с друзьями


Дорогие родители! А ваши девчонки и мальчишки всегда читают книжки?

Кто чему научится

Чему первым делом научится кошка?

Хватать!

Чему первым делом

научится птица?

Летать!

Чему первым делом научится

Школьник?

Читать!

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

Птенец превратится в птицу,

Такую ж, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут , кем вырастут дети.

                                                                                         В. Берестов

                                                                                                     Учите своих детей читать!



Роль родителей в развитии ребенка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и  психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать  хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей  правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? 

Скачать
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.doc
Microsoft Word документ 61.0 KB

 

Мифы в сфере образования. В школе есть главные предметы: математика и языки, а все остальные — второстепенные

 

    В современной школе рейтинг учебных предметов возглавляет царица наук — математика, а затем идут предметы гуманитарные (государственные и иностранный языки), после них — предметы естественно-научного цикла (физика, химия, биология), и замыкают список физкультура, труд и пение с рисованием.

    В реальности же жизненные приоритеты человека расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте — стремление к красоте как постоянное желание сделать свою жизнь лучше. Так происходит в жизни, а в школе это одна из важнейших для человека областей, формирующих созидательную личность и развивающих творческое мышление, практически отсутствует.

    Далее следует не менее значимая — эмоциональная составляющая, которая позволяет человеку общаться, читать, наслаждаться музыкой, звуками вокруг, в чем ему помогают предметы гуманитарного цикла. И только затем уверенно вступают в его жизнь знания. Они незаметно, но верно, как в случае с обслуживающим персоналом (помните, у Зощенко главный в театре — электрик?..), стали играть такую же важную роль в учебном процессе. Этот парадокс доминирования в образовании вторичного над первичным — серьезнейшая проблема общественного сознания. Особенно она актуальна сегодня для предметов физико-математического цикла, переживающих сложные процессы падения качества обучения, несмотря на попытки механического увеличения количества уроков в неделю по этим предметам.

  

        (В.М. Зданович «Образование: Мифы и реальность»)

 

Воспитание человека... начинается вместе с рождением его; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам.

Ж.Ж. Руссо.

 

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок

 ходил в школу

с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище.
  6. Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
  10. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

 

 


“Чтение – окно в мир познания”

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Для того, чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: “А что дальше? Расскажи”. В ответ надо дать книгу: “Вот, прочти сам. Здесь столько интересных историй!”.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника-оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника, иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем же всё закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.

Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать и на севере, и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных местах земного шара. Важно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: “Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?”.

Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов:

“Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?”. Объясните значение трудных слов. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Попросите рассказать о главном герое, главном событии. Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть, если это стихотворение.

Давно замечено, пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: “Теперь сам будет читать”. А спустя 8–10 лет мы становимся участниками диалога:

– Ну, как дела, как книга?

– Ничего, нормально, – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с недоумением и удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. В нем мать и отец открываются ребенку с новой стороны. Родители открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.

2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.

3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.

4. Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.

5. Начинать чтение книги с обложки и титульного листа.

6. Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет больший интерес к чтению.

7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

8. Выписывать и приучать детей читать детские журналы.

9. Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.

Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.

 

Что и как читать Вашим детям?
Что и как читать Вашим детям? Этим вопросом задается уже не первое поколение родителей. Сегодня эта проблема стоит особенно остро. Прилавки магазинов, витрины киосков, лотки уличных продавцов заполнило огромное количество детских изданий, причем большая часть сомнительного качества и предлагается за очень не скромные деньги.

Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

 

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Иногда ребёнок затрудняется решить задачу потому, что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Для того чтобы приучить детей читать самостоятельно, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и охваченный желанием узнать, что произойдёт с героями дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые обязательно должны спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: “А что дальше? Расскажи”. В ответ надо дать книгу: “Вот, прочти сам. Здесь столько интересных историй!”.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, названия книги и даже художника-оформителя. Перед чтением бывает полезно спросить, какие книги этого писателя он уже читал или что-то слышал о нём, что он о нём знает, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника, иллюстратора книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5–6 страниц, заглядывают на последнюю страницу: чем же всё закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события, чем заканчивается сюжет.

Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций к книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать и на севере, и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных местах земного шара. Важно научить ребенка рассматривать рисунки, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: “Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица и позы?”.

Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, ему надо задать несколько вопросов:

“Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?”. Объясните значение трудных слов. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Попросите рассказать о главном герое, главном событии. Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть, если это стихотворение.

Давно замечено, пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книжки. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: “Теперь сам будет читать”. А спустя 8–10 лет мы становимся участниками диалога:

– Ну, как дела, как книга?

– Ничего, нормально, – безразлично отвечает сын или дочь. И родители с недоумением и удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. В нем мать и отец открываются ребенку с новой стороны. Родители открывают, что дети стали намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.

Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Как читать вместе?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д. Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.

Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: “Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью”. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

 

 

 

 

 

Памятки-рекомендации для родителей

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА

(памятка-рекомендация)

– нельзя наказывать ребенка за неудовлетворительную оценку, полученную в школе;

– похвалите его, даже если результат труда не слишком высок, но при этом ребенок добросовестно занимался;

– нельзя выражать вслух сомнений по поводу объективности выставленной ребенку на уроке отметки (если есть сомнения, идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации);

– в проблемах собственных детей нельзя обвинять других людей.

 

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА

(памятка-рекомендация)

– нельзя наказывать ребенка за неудовлетворительную оценку, полученную в школе;

– похвалите его, даже если результат труда не слишком высок, но при этом ребенок добросовестно занимался;

– нельзя выражать вслух сомнений по поводу объективности выставленной ребенку на уроке отметки (если есть сомнения, идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации);

– в проблемах собственных детей нельзя обвинять других людей.

 


РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ»
ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

(памятка-рекомендация)

 

Н е л ь з я:

– будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;

– требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в обучении;

– сразу после уроков выполнять домашние задания;

– лишать детей прогулки из-за плохих оценок в школе;

– кричать на ребенка (особенно при выполнении домашнего задания);

– позволять ребенку сидеть у телевизора (компьютера) больше одного часа в день;

– смотреть (особенно перед сном) агрессивные телепередачи и художественные фильмы.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЖЕТ

(памятка-рекомендация)

В а ш и   д е й с т в и я:

– чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

– если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;

– найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;

– не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.


Анкеты для родителей

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Искусство жить с детьми»

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей своего ребенка?

5. Бывают ли друзья ваших детей у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. Детские праздники дети предпочитают проводить с вами или без вас?

11. Обсуждают ли дети с вами прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, музеях, кино?

14. Бываете ли вы с детьми на прогулках, в походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или без детей?

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как вы общаетесь с ребенком?»

 

1.     Что вы понимаете под словом «трудный ребенок»?

2.     Как вы понимаете, почему ребенок становится трудным?

3.     Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

4.     Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?

Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание в семье»

 

1.     Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего? (Личный пример; требование, убеждение, наказание, поощрение.)

2.     Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку? (Да; нет; никогда.)

3.     Какие виды поощрений вы используете в воспитании? (Похвала; одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом; покупка ребенку новой книги или игрушки.)

4.     Наказываете ли вы своего ребенка физически? (Да, нет, иногда.)

5.     Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия? (Да, нет, не всегда.)

6.     Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами? (Да, нет, иногда.)

7.     Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка? (Да, нет, иногда.)

Уважаете ли вы ребенка как личность? (Да, нет.)

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Уровень материального благополучия семьи»

1.     Состав семьи: Ф. И. О. каждого члена семьи, год рождения, образование, специальность, где и кем работают или учатся.

2.     Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека.

3.     Жилищные условия: жилая площадь, наличие удобств.

4.     Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол).

5.   Есть ли в семье книги, телевизор, компьютер, машина, дача?


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Изучение семьи ученика»

1. Ф. И. О. родителей.

2. Образование: высшее, среднее, начальное.

3. Возраст.

4. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра?

5. Что мешает вам заниматься воспитанием сына, дочери? (Нет времени, не хватает образования, педагогических знаний, считаете, что воспитанием должна заниматься школа.)

6. Где вы чаще всего бываете со своим ребенком: в музее, театре, на природе, никуда не ходите?

7. Знакомы ли вы с товарищами своего ребенка по школе, дому, творческим объединениям?

8. Назовите качества характера своего ребенка, которые вы считаете:

а) положительными;

б) отрицательными.

9. Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эффективны: воспитание на основе доверия, требовательности, уважения, строгой дисциплины?

10. О чем чаще всего вы разговариваете с детьми?

11. Достаточно ли хорошо, по вашему мнению, вы знаете своего ребенка?

12. Как и с кем проводит он свое свободное время?

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Совместная работа родителей со школой»

1. Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными: родительское собрание, открытые уроки, посещение семей учителями, беседы с родителями, совместные дела детского и родительского коллективов, педагогические конференции, другие формы работы?

2. Какие формы работы вас затрудняют?

3. Каких форм взаимодействия нет в вашем классе?

4. Какие формы взаимодействия вы хотели бы ввести в практику?

5. Встречаете ли вы трудности в воспитании детей и какие?

6. Какие пути их разрешения возможны?

      7. Готовы ли вы к совместной работе для преодоления этих трудностей?

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Какова роль поощрений и наказаний в семье»

1. Какова роль поощрения в воспитании детей? Приведите примеры положительного влияния различных видов поощрения на вашего ребенка.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

3. Какое влияние оказывает поощрение на воспитание у ребенка честности, правдивости, трудолюбия, уважения к людям?

4. Нужна ли мера в поощрении детей? К чему приводит чрезмерное захваливание ребенка?

5. Вспомните свое детство. Наказывали ли вас в семье? Как вы относитесь к наказанию? Предупреждало ли наказание ваши нежелательные поступки?

      6. Как вы относитесь к физическому наказанию? Какова реакция ребенка на него?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитательная активность в семье»

1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребенком? (В течение дня, в течение недели, в совместной работе, беседах, кино, разговорах, на прогулке.)

2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.

3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспитания вашего ребенка?

4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего ребенка?

       5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их решаете?


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Отношение родителей к школе»

1.     Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок? (Хорошие, нормальные, посредственные, плохие.)

2.     Как часто вы бываете в школе? (Каждую неделю, один раз в месяц, один раз в четверть, 2 раза в четверть, гораздо чаще.)

3.     С какой целью вы приходите в школу? (На родительское собрание, на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка, для участия в воспитательных мероприятиях в классе, для оказания помощи классному руководителю, по вызову администрации школы и педагогов.)

4.     Какие чувства вы испытываете при посещении школы и бесед с педагогами? (Удовлетворение, радость, надежду, тревогу, разочарование, растерянность.)

5.     С какой проблемой в обучении и воспитании ребенка вы столкнулись в школе?

Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка и школы, классного руководителя?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль книги в развитии читательских умений»

1. Нужны ли книги в доме? (Да, нет.)

2. Ваше мнение: для чего нужны книги?

3. Нравится ли вашему ребенку читать книги? (Да, нет, иногда.)

4. Сколько времени он проводит за книгой? (15–20 минут в день, редко, раз в неделю, раз в месяц.)

5. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? (Да, нет, иногда.)

6. Какие книги он предпочитает читать? (О животных, войне, природе, сказки или …)

7. Как вы поощряете его читательские стремления?

8. Дарите ли вы своему ребенку книги? (Да, нет, иногда.)

9. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? (Да, нет, иногда.)

10. Считаете ли вы себя активным читателем? (Да, нет, иногда.)

       11. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? (Да, нет.)

 


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Отношение к школе, в которой учится ребенок»

(подписывать анкету необязательно)

1. Сколько лет ваш ребенок учится в нашей школе?

2. Считаете ли вы школу хорошей?

– Да, потому что:

а) хорошо готовят учеников для поступления в вузы;

б) умело воспитывают детей и подростков, готовят их к труду, заботятся о том, чтобы они нашли свое место в жизни;

в) постоянно работают с родителями, помогают найти верное средство семейного воспитания;

г) содержательно и интересно проводят педагогическую учебу родителей;

д) дети идут в школу охотно, мы, родители, тоже;

е) другие причины высокой оценки (напишите).

– Нет, потому что:

а) школа вообще не привлекает ни детей, ни родителей, в ней много формализма;

б) дает слабую подготовку детям по общеобразовательным предметам;

в) не развивает способности детей, там плохо работают кружки и секции;

г) мой ребенок неохотно ходит в школу, т. к. ждет для себя неприятностей, унижений;

д) иное (что именно).

3. Принимаете ли вы участие в учебно-воспитательном процессе школы, класса?

– Да, принимаю:

а) веду кружок, клуб, секцию;

б) участвую в подготовке вечеров, праздников;

в) помогаю в организации и проведении родительских собраний;

г) другое (что именно).

– Нет, не принимаю, потому что:

а) нет времени и желания;

б) не приглашают;

в) предложил свои услуги, но они оказались не нужны;

г) другое (что именно).

4. Посещаете ли вы родительские собрания?

а) постоянно;

б) нерегулярно;

в) редко, надоело слушать упреки и жалобы.

5. Какие кружки хотели бы вы видеть в школе?

6. Какие предложения вы хотели бы высказать учителям школы и ее руководителям?

7. Как вы оцениваете деятельность школы в целом?

а) неудовлетворительно;

б) ряд серьезных замечаний;

в) удовлетворительно;

г) хорошо;

      д) отлично.

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Мой ребенок»

Фамилия, имя, отчество.

1. Что в характере вашего ребенка вас радует? Подчеркните соответствующее.

А.          1 – хорошие способности к учению.

2 – хорошая работоспособность на уроке.

3 – хорошая память, внимание.

Б. 4 – сильная воля, внимание, уверенность в себе.

5 – дисциплинированность, вежливость, послушание.

6 – умение быть всегда в хорошем настроении.

7 – доброта, чуткость, внимательность к людям.

8 – умение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.

9 – умение вести себя в обществе.

В. 10 – отсутствие мстительности, злопамятности.

11 – умение трудиться, трудолюбие.

12 – скромность.

2. Что в характере вашего ребенка вас огорчает, в чем ему необходима помощь? Подчеркните соответствующее.

А. 1 – слабые способности к учению.

2 – низкая работоспособность на уроке.

3 – плохая память, внимание.

Б. 4 – слабая воля, неуверенность в себе.

5 – недисциплинированность, грубость, непослушание.

6 – умение держать хорошее настроение.

7 – озлобленность, жестокость, невнимательность к людям.

8 – неумение находить общий язык с учителями, сверстниками, родителями.

9 – неумение вести себя в обществе.

В. 10 – злопамятность, мстительность.

11 – неумение трудиться.

           12 – скромность.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Телевизор в жизни ребенка»

1. Телевизор для меня – это …

2. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Какие передачи предпочитает?

3. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передачи? Хочет ли обсудить с вами передачу?

4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

6. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

7. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором? Назовите возможные варианты.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

"Семейные отношения"

Анкета 1
1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2. Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье (подчеркните):
- доброжелательность, взаимоуважение;

- бодрость, радостное настроение, юмор; 
- спокойствие, уравновешенность;  
- нервозность, отчужденность, грубость. 
3. Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье?
______________________________________________________________________________
4. Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? В чем они проявляются?
______________________________________________________________________________
5. Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) людей?
______________________________________________________________________________
6. Какие черты вы хотите воспитать в своем ребенке прежде всего?
______________________________________________________________________________
7. Проявление каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто?
______________________________________________________________________________
8. С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боре-
тесь? __________________________________________________________________________
9. Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие? ___________________________
10. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жизни? Что дает вам
основание для такого вывода?_____________________________________________________
11. Часто ли и что именно рассказывают вам дети о школе? Что им особенно нравится и не нра-
вится в нашей школе?______________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

"Семейные отношения"

Анкета 2
Отвечая на вопросы анкеты, выберите одно приоритетное качество.
1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?
а) Хорошей организации быта.
б) Радости общения.
в) Покоя и защищенности.
2. Что более всего заботит вас в семье?
а) Здоровье детей.
б) Хорошая учеба.
в) Трудовое участие детей в жизни семьи.
г) Настроение детей и причины его изменений.
3. Одинок ли ваш ребенок в семье?
а) Да. б) Нет. в) Не знаю.
4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на роди-
тельскую?
а) Да. б) Нет. в) Не знаю.
5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка
наиболее значимой?
а) Быть материально обеспеченным человеком.
б) Встретить любовь.
в) Иметь много друзей.
г) Реализовать свои интеллектуальные возможности.
6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые сущест-
вуют в семье?
а) Да. б) Нет. в) Не знаю. 7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?
а) Да. б) Нет. в) Не знаю.
8. Что для вашего ребенка вечер дома?
а) Радость общения.
б) Возможность быть самим собой.
в) Мучение и пытка.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №3

«Здоровье вашего ребенка».
Анкета для родителей
Данная анкета поможет педагогам получить информацию о состоянии здоровья и особенно-
стях физического развития своих учеников.
1. Бывают ли у вашего ребенка головные боли: беспричинные, при волнении, после физической
нагрузки?
2. Бывает ли слезливость?
3. Бывает ли слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома)?
4. Бывают ли нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание
мочи, трудное пробуждение по утрам)?
5. Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?
6. Бывают ли головокружения?
7. Бывают ли обмороки?
8. Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца?
9. Отмечалось ли когда-либо повышение давления?
10. Бывает ли часто насморк?
11. Бывает ли часто кашель?
12. Бывает ли часто потеря голоса?
13. Бывают ли боли в животе?
14. Бывают ли боли в животе после приема пищи?
15. Бывают ли боли в животе до еды?
16. Бывают ли тошнота, отрыжка, изжога?
17. Бывают ли нарушения стула (запоры, поносы)?
18. Была ли дизентерия?
19. Была ли болезнь Боткина (желтуха)?
20. Бывают ли боли в пояснице?
21. Бывают ли когда-нибудь боли при мочеиспускании?
22. Бывает ли реакция на какую-то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруд-
ненное дыхание)?
23. Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)?
24. Имелись ли проявления диатеза (покраснение кожи, шелушение кожи, экзема)?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №4

«Ребенок глазами родителей». 

 

Анкета для родителей младших школьников
Эта и две последующие анкеты позволяют узнать взгляды родителей на своих детей, на их
будущее, на особенности их поведения, на свои отношения с ними. Такого рода анкеты помогут педагогическому коллективу наладить конструктивное сотрудничество с родителями в деле вос-
питания школьников.
1. Как ребенок относится к родителям, сестрам, братьям и другим членам семьи (с любовью,
уважением, равнодушно, грубо)?
2. Какие постоянные обязанности выполняет дома? Охотно ли их выполняет?
3. Есть ли у ребенка друзья? Часто ли они меняются? Разрешаете ли вы ему приводить друзей
домой? Как они проводят время?
4. Ссорится ли ваш ребенок с товарищами? Часты ли эти ссоры? Ссорится ли со взрослыми?
Из-за чего?
5. Наказывают ли ребенка дома? Кто? Как?
6. Что на него больше действует: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?
7. Какие качества характера ребенок проявляет особенно ярко: общительность, отзывчивость,
доброту, правдивость, чувство товарищества, ответственность или др.?
8. Как ребенок относится к школе? Охотно идет в школу? Охотно ли готовит уроки? Охотно ли
посещает внеклассные мероприятия? Как относится к общественной работе, отзывается о
ней?
9. Рассказывает ли вам о школе? Что именно? Что ему нравится и что не нравится в школе?
10. О чем обычно спрашиваете его по возвращении из школы?
11. Рассказывают ли домашние ребенку о своей работе?
12. Каков ваш ребенок (подчеркните): послушный, непослушный, уравновешенный, неспокойный,
нераздражительный, плаксивый, смелый, пугливый, ласковый, неласковый, открытый, замк-
нутый. В коллективе: общительный, необщительный, добрый, жадный, обидчивый, необидчи-
вый, драчливый, недрачливый.
13. Развито ли у вашего ребенка чувство стыда? Чего он стыдится?
14. Какова, по-вашему, главная черта его характера?


 

Тест «Какой вы отец?»

 

 1.       Помогаете ли вы собственным родителям?

2.       Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели все необходимое?

3.       Пытаетесь ли вы избежать ссор с супругой в присутствии детей?

4.       Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?

5.       Всегда ли вам удается выполнять обещания, данные детям?

6.       Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?

7.       Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети?

8.       Доверят ли ребенок вам свои тайны?

9.       Считаете ли вы себя хорошим отцом?

 

Положительный ответ на все вопросы  - хороший отец.

7-9 положительных ответов – старается быть внимательным отцом, но пока не имеет для этого необходимых знаний и навыков.

4-6 положительных ответов – этим отцам надо серьезно заняться семьёй и полностью пересмотреть свое отношение к детям

 

 

Лучшие сайты для детей и их родителей

"Дошколёнок"

Журнал для умных деток и их родителей.

Детский портал "Солнышко"

Всё о детях и для детей. Советы психолога, статьи, мультфильмы и фотоконкурсы.

 

Лукошко сказок

На сайте вы найдёте множество самых популярнейших сказок, стихов, повестей и рассказов для вашего ребёнка. Также присутствуют тексты любимых детских песен и иллюстрации к книгам.

 

Детский мир

Детские песни, сказки, мультфильмы, звуковые сказки.

Бибиколь

Всё для детей. Грудное вскармливание. Питание. Психология. Развитие. Воспитание. Обучение.

Няня

Родителям о детях.

Советы

лучшим родителям

 

1.       Безусловно, принимайте своего ребёнка.

2.       Активно слушайте его переживания, мнения.

3.       Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

4.       Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

5.       Помогайте, когда просит.

6.       Поддерживайте и отмечайте успехи.

7.       Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

8.      Разрешайте конфликты мирно.

9.       Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

10.   Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырёх раз в день.

 

 

Придерживайтесь этих советов,

тогда между

 Вами и Вашими детьми

будет полное

 взаимопонимание!

Советы

родителям

 

  1. Всегда называйте ребёнка по имени.
  2. При любой возможности обращайтесь к ребёнку персонально, избегайте говорить с группой в целом.
  3. Разговаривая с ребёнком, старайтесь оказаться на его уровне. Не разговаривайте «сверху – вниз»
  4. Выслушайте, что говорит ребёнок, учитесь слушать.
  5. Когда обещаете, выполняйте свои обещания.
  6. Давайте достойную оценку своему ребёнку.
  7. Давайте детям возможность поделиться своей работой, увлечениями с другими детьми.
  8. Используйте, высказанные детьми, идеи и предложения и выражайте им признательность за их помощь.

 

 

Десять советов

отцам и матерям

 

  1. Принимайте ребёнка таким, каков он есть.
  2. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребёнка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно.
  3. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни—диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу—для ребёнка это занимательное зрелище.
  4. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.
  5. По части подарков—никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего.
  6. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
  7. Говорите обо всём без боязни. Речь—золото, а молчание—свинец.
  8. Объединяйтесь со своими. Семья—это частная республика. Всё должно делаться сообща: домашние поделки, мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршрутов поездок.
  9. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодёжь в доме. Никогда не рано учиться свободе.
  10. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

 

 

«Хотите, чтобы Ваш ребёнок

 ходил в школу

с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище.
  6. Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
  10. В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

 

 

Меморандум

от Вашего ребёнка

 

 

  1. Любите меня таким, каков я есть. Я—это Я, и это прекрасно.
  2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила—это всё.
  3. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку.
  4. Не давайте невыполнимых обещаний. Это подорвёт моё доверие к Вам.
  5. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я нарочно говорю и делаю вещи, огорчающие Вас. Просто мне не хватает Вашего внимания.
  6. Не огорчайтесь так сильно, когда я говорю: «Я ненавижу Вас». В действительности я этого не имею ввиду, но я хочу, чтобы Вы пожалели о том, что Вы сделали по отношению ко мне.
  7. Не заставляйте меня чувствовать себя меньше, чем я есть на самом деле.
  8. Не делайте за меня то, что я могу сделать сам.
  9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. Я приму эти замечания, если Вы спокойно поговорите со мной наедине.
  10. Не пытайтесь обсуждать моё поведение в пылу конфликта, давайте сделаем это не сейчас, а позже.
  11. Не пытайтесь поучать меня. Вы удивились бы, узнав, как прекрасно я знаю, что такое «хорошо», и что такое «плохо».
  12. Не заставляйте меня считать, что мои ошибки—преступление. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь.
  13. Не придирайтесь и не ворчите. В противном случае мне придётся притвориться глухим, чтобы  как-то защититься.
  14. Не забудьте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я учусь, поэтому примиритесь, пожалуйста, с этим.
  15. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
  16. Никогда не считайте, что извиниться передо мной—ниже Вашего достоинства. Прямое и честное извинение вызывает у меня удивительное теплое чувство по отношению к Вам.
  17. Не забывайте, что мне необходимы понимание и поддержка. Счастье—это когда тебя понимают, не так ли?
  18. Относитесь ко мне так, как  Вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже буду Вашим другом.   

Родителям о талантах ребёнка: как их узнать?

 

Ваш ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета, разработанная учёными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Ханом и Г. Кафом и получившая распространение в США.

Эту анкету можно применять для анкетирования детей уже с пяти лет, её точность значительно повышается, когда ребёнку шесть-семь лет.

 

Технические способности

(6 характерных признаков)

Итак, у вашего ребёнка совершенно очевидные технические способности, если он:

1) интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2) любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3) сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4) может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5) любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

6) интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

 

Музыкальный талант

(5 характерных признаков)

Ваш ребёнок имеет музыкальный талант, если он:

1) любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2) очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3) если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение;

4) сочиняет свои собственные мелодии;

5) научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 

Способности к научной работе

(6 характерных признаков)

У вашего ребёнка способности к научной работе, если он:

1) обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

2) умеет чётко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причём нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;

3) любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причём отдаёт предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

4) часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

5) с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

6) не унывает и не надолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

 

Артистический талант

(7 характерных признаков)

Артистический талант проявится у вашего ребёнка тем, что он:

1) часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

2) стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3) меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4) с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5) с удивляющей вас лёгкостью передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения;

6) пластичен и открыт всему новому;

7) любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

 

Незаурядный интеллект

(9 характерных признаков)

У вашего ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1) хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2) обладает хорошей памятью;

3) легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4) задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5) любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6) обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7) гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8) обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9) очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

 

Спортивный талант

(8 характерных признаков)

Не сердитесь на вашего шалуна - просто у него спортивный талант:

1) он энергичен и всё время хочет двигаться;

2) он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3) он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4) неизвестно когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5) лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6) предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7) кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8) неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

 

Литературное дарование

(5 характерных признаков)

У вашего ребёнка литературное дарование, если он:

1) рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2) любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3) выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4) изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5) любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни…

 

Художественные способности

(6 характерных признаков)

Художественные способности вашего ребёнка могут проявиться в том, что он:

1) не находя слов или захлёбываясь ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2) в своих рисунках и картинках отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не зацикливается на изображении чего-то вполне удавшегося;

3) серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4) когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5) стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение: украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6) не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

 

Познакомившись с этими "признаками опознания" таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла, ну и так далее. (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

Теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребёнка.

Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами видов таланта) позиций. На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры - от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. Это необходимо для того, чтобы принять правильное решение, если вы захотите, чтобы ваш ребёнок одновременно занялся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша.

 

Тест для родителей

Предлагаем вам тест, но помните: наш тест не серьезное научное исследование, а полуигра,

полушутка. И все-таки стоит себя проверить!

Ответьте «да» или «нет», каждое «да» – одно очко.

1.   Случалось ли вашему ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2.   Меняет ли он свои наклонности?

3.   Любит ли рисовать абстрактные картинки?

4.   Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5.   Любит ли фантастические истории?

6.   Сочиняет ли рассказы, стихи?

7.   Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8.   Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.   Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли этот замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли книжки без иллюстраций?

22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления? 

Результаты

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на

окружающее, следует помогать ему в этом. 

От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен,

лишь когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14: сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязате-

лен  собственный  взгляд  на  вещи.  Однако  для  занятий  творческой  деятельностью  многого  не

хватает. 

От  4  до  8:  ваш  ребенок  проявляет  творческое  мышление  лишь  при  достижении  важной

для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший

исполнитель, даже в сложных профессиях.



Как учить гения?

Проблема с обучением одаренных детей не решена фактически ни в одной стране мира.

Например,  интеллектуально  одаренные  дети  просто  перешагивают  через  несколько  классов  и оказываются в высших учебных заведениях в том возрасте, когда их сверстники еще не окончательно  расстались  с  игрушками.  Их  участь  незавидна.  Дефицит  игрового  поведения  в  раннем детстве зачастую приводит этих детей к социальной и личной незрелости и делает для них недоступным полноценное общение с товарищами по учебе. Эти дети – в пространстве между детством  и  взрослостью,  иногда  остаются  в  нем  навсегда.  Многие  из  них  так  и  не  достигают  выдающихся успехов в избранной области, несмотря на многообещающее начало. 

Пожалуй, только в музыке и спорте педагоги умеют работать с ярко одаренными детьми. Остальным повезло гораздо меньше. Государственная система работы с одаренными детьми существует, но ее эффективность недостаточно велика. Вследствие этого родители оказываются один на один с проблемой обучения одаренного ребенка. Талантливым ребятишкам требуются особые условия и учебные планы, их общение со сверстниками необходимо поддерживать с помощью специальных приемов, и самое главное – необходима постоянная работа по гармонизации их интеллектуального и личностного развития, что требует квалифицированной помощи психологов. Даже в боль-ших городах школ, предоставляющих особые формы образования одаренным детям, не так много, а 

в маленьких городах и сельской местности их почти нет.

 

Легко ли жить с гением?

Одаренные дети трудны в общении, слабо адаптированы в окружающем их мире, им трудно  приспосабливаться  к  общим  требованиям,  они  менее  самостоятельны  и  иногда  производят впечатление инфантильных. Что делать, их недостатки – своеобразное продолжение их достоинств. 

Дети с признаками ранней одаренности очень часто бывают избалованы и захвалены. Родителям трудно скрыть свой восторг перед невероятными дарованиями своего малыша, и он рано привыкает к всеобщему восхищению. Зазнайство, самолюбие и нетерпимость к критике многим из юных талантов свойственны в огромной мере. 

Бывает, что взрослые задирают планку своих требований к талантливому ребенку и избыточно сурово отзываются о его результатах, не соответствующих их ожиданиям. Обороняясь от завышенных  требований,  ребенок  может  начать  капризничать,  выдумывать  несуществующие болезни, прибегать ко лжи или просто дерзить взрослым. 

Умственная самостоятельность, установка на познание могут обернуться у ребенка своеволием, избирательностью в учебе, нежеланием посещать «неинтересные» предметы в школе. 

Даже такое преимущество одаренного ребенка, как одинаковая легкость в усвоении всех школьных предметов, может стать проблемой в его жизни. Ему трудно выбрать свой жизненный путь. 

Он не понимает, к чему его больше всего тянет, у него возникают проблемы с профессиональным самоопределением. 

Это лишь малая часть того, с чем могут столкнуться взрослые, воспитывая маленького гения.

Талантливый ребенок в семье одновременно и большая радость и огромная ответственность. Талантливые дети – психологически менее защищены, чем их сверстники, они более чувствительны и ранимы, гораздо более беспомощны перед суровыми жизненными буднями и порой очень одиноки. 

Ну что, вам еще не расхотелось иметь гениального ребенка?  

Комментарии: 2
  • #2

    тамара (Суббота, 11 Январь 2014 11:30)

    Большущее спасибо! Вы - умница!

  • #1

    наталья (Среда, 25 Декабрь 2013 09:47)

    Вы мне очень помогли, спасибо!

Flag Counter
Рейтинг сайтов

счетчик посещений
Рейтинг@Mail.ru
продвижение сайта москва, продвижение сайтов недорого